+7 (495) 540-43-25
НАВЕРХ

Размещение наружной рекламы: правила, законодательство, нормативные акты

12.10.2022

Установка и эксплуатация рекламных конструкций может привести к серьезным проблемам, денежным штрафам, иным мерам административной ответственности, если выполнено без соблюдения определенных требований. Один из важнейших моментов – предварительное согласование рекламной конструкции ее монтаже с владельцем (либо уполномоченным лицом) объекта, на котором предполагается установка. Также нужно своевременно оформить разрешение на монтаж и дальнейшую эксплуатацию рекламного объекта.

Основные правила, в соответствии с которыми должна размещаться наружная реклама, закреплены в 19-й статье Федерального Закона “О рекламе”. Нельзя забывать и об иных документах, подписанных региональными, муниципальными, федеральными инстанциями.

Размещение наружной рекламы: какие документы понадобятся?

В первую очередь, перед размещением нужно подписать договор о монтаже и дальнейшем использовании с владельцем территории или недвижимости, где будет находиться рекламная конструкция. Правом на заключение подобных договоров также наделены официальные представители собственников и некоторые структуры, муниципальные или государственные.

Если предполагается размещение рекламы на здании (общедомовом имуществе), собственниками которого, по закону, являются все жильцы, необходимо получить выдачу разрешения на установку рекламных конструкций, руководствуясь порядком, закрепленным в Жилищном Кодексе.


наружная реклама, фото
Изображение от user15285612 на Freepic

Монтаж и эксплуатация рекламного объекта: получение разрешений

Оба действия возможны только после выдачи разрешения, на которую уполномочены органы местного самоуправления. Порядок, в соответствии с которым оформляется разрешение, зафиксирован в 9-й части Закона о рекламе. Документ выдается на определенный объект и четко прописывает время, в течение которого допустимо использование.

Для получения указанного документа заявителю нужно подать заявку в уполномоченные органы, сопроводить ее определенной личной информацией и согласием собственника недвижимости, где будет находиться рекламный объект. В зависимости от формы собственности, это может быть и согласие определенного лица, и протокол, фиксирующий результаты общего собрания владельцев квартир жилого комплекса. Подобное согласие оформляется как документ в письменном или электронном формате, для чего необходимо использовать сервисы государственных, муниципальных услуг, либо их аналоги с соответствующим функционалом и статусом.

Размер денежной пошлины при оформлении разрешения – 5 тысяч рублей, соответствующее значение закреплено в Налоговом Кодексе.

Уполномоченные инстанции обязаны принять решение о допустимости монтажа рекламного объекта, либо отказе за 2 месяца со дня, когда подано заявление, сопровожденное указанными документами. Данные сроки закреплены в части 14-й статьи 19-й Закона о рекламе.

Уполномоченные инстанции могут отказать в выдаче документов, необходимых для легального монтажа, из-за того, что проект рекламного объекта нарушает положения актуальных технических регламентов, действующие положения ПДД. Все случаи, при которых вероятен отказ, закреплены в 15-й части 19-й статьи Закона о рекламе.

Оформлять разрешение не придется в ситуациях, когда реклама расположена на киоске или ином мобильном торговом объекте, зонтике, при условии, что при ее монтаже не использованы элементы, сконструированные исключительно для размещения.

Заключение договора об разрешении на установку и использовании рекламной конструкции: правила и порядок

Сторонами при заключении указанного договора выступают владелец рекламы и собственник недвижимости, где она должна быть размещена. Владелец рекламного объекта также может взаимодействовать и с другими лицами, наделенными соответствующими правами, к этой категории относятся арендаторы, управляющие по доверенности в случае, если в договоре доверенности нет пунктов, согласно которым они не имеют соответствующего права.

Если рекламный объект будет находиться на имуществе, находящемся в общей собственности жильцов многоквартирного комплекса, необходимо подписать соглашение с лицом, которое наделено соответствующими правами на основе проведенного ранее собрания, по результатам которого собственники вынесли одобрительное решение.

Если запланировано расположение на объекте недвижимого имущества, принадлежащего государству или муниципалитету, то заключить соглашение можно исключительно после проведения торгов в аукционном или конкурсном формате. Торги проводятся только в том случае, если схема, на основе которой будут монтироваться рекламные конструкции, ранее была утверждена и одобрена.


наружная реклама, фото
Изображение от rawpixel-com на Freepic

К вопросу о запретах и ограничениях

В Законе о рекламе значатся два наиболее важных запрета, касающихся монтажа рекламных конструкций. Первый исключает возможность их размещения на дорожных знаках (как основной части, так и на опорной), иных приспособлениях, задача которых – регулирование дорожного движения. В качестве исключения можно рассматривать только ситуацию, когда реклама находится на дополнительном информационном желтом щите, расположенном ниже дорожного знака. Перед установкой необходимо получить разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкций в ГИБДД, без такого согласования она незаконна и недопустима. Иные исключения можно найти в ГОСТ Р 52289-2004, где перечислены объекты, относящиеся к дорожной инфраструктуре, допускающие монтаж рекламы и ограничения, правила, которые являются обязательными к соблюдению.

Второй запрет говорит о недопустимости размещения рекламы на объектах, являющихся культурным наследием. Подобная принадлежность должна быть закреплена в соответствующем реестре. Территория объекта, впрочем, под запретом не находится и может использоваться для монтажа рекламных конструкций, однако, с определенными ограничениями. Допустима реклама исключительно проводимых мероприятий и организаций, частных лиц, спонсирующих их, с некоторыми условиями. Все моменты, касающиеся монтажа рекламных конструкций на территории, относящейся к объектам культурного наследия, необходимо предварительно оговаривать с инстанциями, уполномоченными на их охрану.